Краткая история древней ЯпонииРанняя Япония (40000 г. до н. э. - 300 г. н. э.) Первый
период истории Японии называется Ивадзюку (40000 г. до н. э. - 13000 г.
до н. э.). Это время первоначального заселения островов. Период назван
по месту первой обнаруженной палеолитической стоянки. В течение
периода Дзёмон (13000 г. до н. э. - 300 г. до н. э.) население Японских
островов занималось собирательством, охотой, рыболовством. "Дзёмон" -
название глиняных изделий того времени. Этот период примерно
соответствует неолиту. В период Яёи (300 г. до н. э. - 250 г. н.
э.) на остров Кюсю вместе с эмигрантами из Кореи и Китая пришло
кузнечное дело, рисосеяние и другие "высокие технологии" того времени.
Название этому периоду также дали глиняные изделия, впервые обнаруженные
в Яёи (район Токио). Начало рисосеяния относят к 100 году до н.э. С
появлением сельского хозяйства племенные союзы начали создавать первые
японские государства. Центром страны ненадолго стал Кюсю. Китайские
путешественники времен правления династий Хань и Вэй сообщали, что в те
годы правительницей страны (точнее, одного из наиболее влиятельных
племенных союзов Кюсю) была жрица по имени Пимико или Химико. Позднее
центр правления переместился к востоку, на плодородные земли района
Кинай (ныне - Кансай). Страна начала объединяться под властью племени
Ямато, правившего в одноименной провинции (ныне - префектура Нара).
Традиционно начало правления первого императора Дзимму относят к 660
году до н.э. Однако современные историки датируют основание династии
Ямато серединой первого века до н.э. Период Ямато (300 - 710) В
основном страна была объединена под властью императора к 300 году н.э.
От него отсчитывается период Ямато (300 - 710). Этот период также
называют периодом Кофун, так как в те времена для захоронения правителей
строились большие курганы (яп. "кофун"). Император правил, живя в
столице. Она, в свою очередь, переезжала вместе с каждым новым
правителем - обычай запрещал императору жить там, где находилась могила
его предшественника. Со временем реальная политическая власть
оказалась в руках могущественного клана Сога, а императору осталась
только роль верховного жреца синтоизма. Такая ситуация сохраняется в
Японии по сей день - император исполняет важнейшие религиозные обряды, а
политическая власть находится в руках министров, сёгунов, парламента и
так далее. В период Ямато Япония простиралась от острова Кюсю до
полей Киная, но еще не включала районы Канто и Тохоку. Она также
контролировала небольшую часть юга Кореи. Благодаря этому обстоятельству
и дружеским отношениям с корейским государством Пэкчё влияние Китая и
Кореи в стране росло. Даже когда в 662 году Япония полностью потеряла
свои позиции на Корейском полуострове, влияние материковых государств
осталось достаточно сильным. Буддизм был привезен в Японию между
538 и 552 годами. Новая религия приветствовалась частью правящего
класса. Однако жреческая синтоистская аристократия всячески
препятствовала распространению учения Дхармы. Поэтому введение буддизма
сопровождалась конфликтами и даже несколькими войнами. Огромную
роль в распространении буддизма сыграл принц Сётоку-тайси, регент в
период правления императрицы Суйко. В 604 году он он написал "Уложение
семнадцати статей", в котором проповедовал буддизм и китайские идеалы
государственности. В последнее время, впрочем, авторство принца рядом
ученых отрицается. В конце концов буддизм обрел большое
количество последователей в высших слоях общества и стал государственной
религией. Однако простые крестьяне долго не могли усвоить его сложных
догм. В 645 году Накатоми-но-Каматари привел к власти
аристократический клан Фудзивара, который фактически правил Японией
вплоть до прихода к власти в XI веке военных (самурайских) кланов. В том
же году были проведены реформы Тайка: внедрены китайские схемы
устройства государственного аппарата и администрации, все земли были
выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена
новая (по китайскому образцу) система налогообложения. Тогда же из Китая и Кореи в Японию пришли даосизм, конфуцианство и иероглифика - кандзи. В 622 году император Тэнти принял "Кодекс Тэнти" - первое известное нам по хроникам законодательное уложение в Японии. Периоды Нара и Хэйян (710 - 1185) В 710 году первая постоянная столица Японии была основана в городе Нара. Новый город был построен по образцу китайской столицы. В
Наре были сооружены самые большие в стране буддийские монастыри и
храмы. Вскоре их политическое влияние настолько усилилось, что ради
сохранения власти императора столица была перенесена в 784 году в город
Нагаока, а в 794 году - в Хэйан (Киото), где и оставалась на протяжении
тысячи лет. Одним из характерных признаков периодов Нара и Хэйан
был уход от слепого копирования Китая и подъем национального
самосознания. Даже когда влияние Китая было еще сильно, многие из
привезенных извне идей и учреждений были "японизированы": к примеру,
было создано несколько дополнительных министерств, ведавших специфически
японскими нуждами. В искусстве также росла популярность
национальных культурных традиций. Разработка азбук "кана" сделала
возможным создание литературных произведений на японском языке. В период Хэйан набрало силу несколько новых буддийских школ, заимствованных из Китая, но прошедших "японизацию". Упор
в реформах Тайка был сделан на новую систему управления землей и
налоговую систему, однако нововведенные высокие налоги вынуждали
обедневших крестьян продавать свои наделы и становиться арендаторами у
крупных землевладельцев. Кроме того, многие аристократы и буддийские
монастыри добились разрешения не платить налоги. В результате доходы
государства постоянно снижались, и через несколько веков власть
фактически перешла из рук императора в руки крупных независимых
землевладельцев. Клан Фудзивара в течение нескольких веков
периода Хэйан контролировал политическую ситуацию в стране, выдавая
девушек из своего рода замуж за императоров и занимая все больше постов в
Киото и провинции. Влияние клана достигло апогея в 1016 году, когда
Фудзивара Митинага стал регентом (кампаку). В результате
господства Фудзивара в правительстве постоянно оказывались неспособные к
управлению люди. Власть уже не могла поддерживать порядок в стране,
поэтому многие землевладельцы нанимали самураев для защиты своей
собственности. Влияние военных неуклонно росло, особенно в Восточной
Японии. Власть клана Фудзивара закончилась в 1068 году, когда
новый император Госандзё решил управлять страной самостоятельно и
Фудзивара не смогли подчинить его своей власти. В 1086 году Госандзё
отрекся от престола и стал монахом, но продолжал править страной из
монастыря. Началась эпоха инсэй ("императоров-иноков"). Императоры-иноки
оказывали политическое влияние вплоть до 1156 года, когда Японию
возглавил Тайра Киёмори. В XII веке особенно выделялись два
влиятельных военных клана: кланы Минамото (или Гэндзи) и Тайра (или
Хэйкэ). Тайра заняли множество государственных постов во время правления
клана Фудзивара. С другой стороны, клан Минамото приобрел большой
военный опыт, завоевав для Японии часть земель на севере острова Хонсю в
ходе Девятилетней (1050 - 1059) и Трехлетней (1083 - 1087) войн. После
восстания Хэйдзи (1159 г.), битвы за власть между двумя кланами, Тайра
Киёмори возглавил страну и правил ею с 1168 по 1178 год, полностью
подчинив себе императора. Основными противниками Тайра были клан
Минамото и буддийские монастыри. Последние создали целые армии
монахов-бойцов, которые постоянно нарушали общественное спокойствие
смутами и междоусобными войнами. После смерти Киёмори кланы Тайра
и Минамото в ходе борьбы за власть развязали войну Гэмпэй (1180 -
1185). Клан Минамото одержал победу, и страну возглавил Минамото
Ёритомо. Период Камакура (1185 - 1333) В
1192 году, после нейтрализации всех своих потенциальных противников,
включая некоторых членов семьи, Ёритомо был провозглашен сёгуном
(военным правителем). Новое правительство было основано в его родном
городе Камакура. Сёгунат был организован проще, чем правительство по
китайскому образцу, а потому работал намного эффективнее. Со
смертью Ёритомо в 1199 году начались войны между сёгунатом Камакура и
императорским двором в Киото. Эта борьба за власть прекратилась только
во время смуты Дзёкю 1221 года, когда войска сёгуна наголову разбили
армию императора. Правители (сиккэн) из клана Ходзё в Камакуре
взяли Японию под свой контроль. Перераспределяя земли, захваченные во
время переворота, они заручились расположением всех влиятельных людей
страны. Император и остатки правительства в Киото полностью потеряли
власть над Японией. Влияние Китая сохранялось и в период
Камакура. Появились новые буддийские течения: учение Дзэн (привезено из
Китая в 1191 году) приобрело большое число последователей среди
самураев, лидирующего класса того времени. Другая буддийская школа -
радикальная и нетерпимая секта Лотосовой Сутры - была основана монахом
Нитирэном в 1253 году. Впоследствии ее переименовали в секту Нитирэн. Ее
отличали враждебное отношение к другим буддийским учениям и ярко
выраженный национализм. В 1232 году был принят "Дзёэй Сикимоку"
("Свод законов"). Он установил особую значимость верности господину и
предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан
Ходзё контролировал всю страну, и любая попытка мятежа немедленно
пресекалась. Сёгуны оставались в Камакуре и не имели особой
власти, а их представители находились в Киото и Западной Японии.
Губернаторы и полиция жестко держали в руках власть в провинции. Регенты
клана Ходзё смогли обеспечить несколько десятилетий мира и
экономического процветания, пока Японии не начали угрожать внешние
враги. В 1259 году монголы завоевали Китай и начали
"интересоваться" Японией. Они послали правительству Камакура несколько
письменных ультиматумов, но японцы не были намерены сдаваться без боя. В
1274 году монголы предприняли первую попытку завоевать остров Кюсю.
Однако после нескольких часов боя флотилия была вынуждена отступить -
начался сильнейший шторм. Эта буря спасла Японию, так как у японцев не
было шансов против огромной и хорошо вооруженной монгольской армии. После
основательных приготовлений японцы были способны противостоять второй
интервенции монголов в 1281 году. Однако снова захватчики были вынуждены
отступить из-за плохой погоды. Остров Кюсю готовился и к третьему
нападению, но у монголов к тому времени появилось слишком много проблем на континенте, чтобы продолжать думать о завоевании Японии. Результаты
многолетних военных приготовлений были губительны для правительства
Камакура, так как не приносили прибыли и требовали больших расходов.
Сражавшиеся за регентов влиятельные военачальники ждали наград и
пожалований, но казна была пуста. Именно финансовые проблемы и снижение
доверия со стороны власть имущих стали важнейшими из причин падения
правительства Камакура. Период Муромати (1333 - 1573) К
1333 году влияние регентов Ходзё упало настолько, что император Годайго
смог восстановить прежнюю власть императора и сместить сёгунат
Камакура. Однако возрожденные во время Реставрации Кэмму (1334 год)
имперские министерства долго не просуществовали из-за устаревшего
государственного аппарата, а некомпетентные министры не нашли поддержки
среди могущественных землевладельцев. Асикага Такаудзи, ранее
сражавшийся вместе с императором, восстал против двора и завоевал Киото в
1336 году. Годайго бежал на юг в Ёсино и основал там Южный двор. В то
же время в Киото взошел на престол другой император. Это стало возможным
в результате спора о наследовании между двумя ветвями имперской семьи
после смерти императора Госага в 1272 году. В 1338 году Такаудзи сам
назначил себя сёгуном и основал в Киото новое правительство. Район
Муромати, где с 1378 года находились правительственные здания, дал
название всему историческому периоду. Два императорских двора
(Южный и Северный) просуществовали в Японии более полувека. Они вели
бесконечные войны друг против друга. Обычно Северный двор оказывался
сильнее, но все же Южному двору удалось несколько раз ненадолго
захватить Киото. Южный двор окончательно сдался в 1392 году, и страна
снова объединилась под властью императора и сёгунов Асикага. В
период правления сёгуна по имени Асикага Ёсимицу (1368 - 1408) сёгунат
Муромати еще мог контролировать центральные провинции, но потерял свое
влияние на остальных землях. Ёсимицу установил хорошие торговые связи с
Китаем династии Мин. Внутренний валовой продукт рос за счет развития
сельского хозяйства и новой, более эффективной схемы наследования. Как
следствие, развивалась торговля, появлялись новые города и социальные
группы. В течении XV и XVI вв. влияние сёгунов клана Асикага и
правительства в Киото практически свелось к нулю. Новыми игроками на
политической сцене периода Муромати стали небольшие кланы
воинов-землевладельцев - "дзи-самураи". Начав объединяться, они быстро
превзошли по силе губернаторов и полицию, а некоторые распространили
свое влияние на целые провинции. Этих новых феодалов называли "даймё".
Они поделили между собой Японию и несколько десятков лет безостановочно
сражались друг с другом (период Сэнгоку Дзидай - "Гражданских войн"). Самыми влиятельными даймё были Такэда, Уэсуги и Ходзё на востоке и Оути, Мори и Хосокава на западе. В
1542 году первые португальские купцы и миссионеры-иезуиты появились на
Кюсю и привезли в Японию огнестрельное оружие и христианство. Иезуит
Франциск Ксавье приехал в Киото с миссией в 1549-1550 годах. Многие
даймё приняли христианство, так как были заинтересованы в развитии
торговых отношений с заокеанскими странами (в первую очередь речь шла о
закупках оружия). Миссия на Кюсю успешно расширяла свое влияние. В
середине XVI века даймё все чаще и чаще стремились получить власть над
всей страной. Самым везучим из них оказался Ода Нобунага. Период Адзути Момояма (1573 - 1603) В
1559 Ода Нобунага получил в управление провинцию Овари (район
современного города Нагоя). Как и многие другие даймё, он мечтал
объединить Японию. Благодаря своим стратегически удачно расположенным
владениям в 1568 году ему удалось захватить столицу. Обосновавшись
в Киото, Ода продолжил уничтожать своих врагов. Против него были
некоторые воинственные буддийские школы, особенно секта Икко, которая
фактически правила несколькими провинциями. В 1571 г. Ода полностью
разрушил монастырь Энрякудзи. Его противостояние с сектой Икко
продолжалось до 1580 года. Одновременно с этим в 1573 году Ода сверг
сёгунат Муромати. Нобунаге крупно повезло с двумя его самыми
опасными противниками на востоке: Такэда Сингэн и Уэсуги Кэнсин умерли,
не успев сразиться с войсками Нобунаги. После смерти Сингэна Ода разбил
клан Такэда в битве при Нагасино в 1575 году, активно используя
огнестрельное оружие, купленное у европейцев. В 1582 году генерал
Акэти убил Оду и захватил его замок Адзути. Однако власть Нобунаги
унаследовал Тоётоми Хидэёси, сподвижник покойного, разгромивший войска
Акэти. Хидэёси быстро уничтожил своих противников. Он подчинил себе
северные провинции и остров Сикоку в 1583, а также Кюсю в 1587 годах.
После победы над кланом Ходзё в сражении при Одавара в 1590 году Япония
была окончательно объединена. Стараясь установить контроль над
всей страной, Тоётоми Хидэёси разрушил множество замков, выстроенных по
всей стране во времена гражданских войн. В 1588 году он конфисковал все
оружие у крестьян и монахов в ходе так называемой "Охоты за мечами". Он
запретил самураям заниматься земледелием и заставил их переселиться в
города. Введение четких границ между классами усилило контроль
правительства над народом. К тому же, в 1583 году началась ревизия всех
земель государства, а в 1590 году была проведена перепись населения.
Тогда же было завершено строительство огромного замка Тоётоми в городе
Осака. В 1587 г. Хидэёси своим указом изгнал всех христианских
миссионеров. Однако францисканцы в 1593 году смогли вернуться в Японию, а
иезуиты сохранили свои позиции на западе страны. В 1597 году Хидэёси
усилил преследование христианских миссионеров, запретил менять веру и, в
качестве предупреждения, казнил 26 францисканцев. Он считал, что
христианская церковь может помешать установлению полного контроля над
обществом; к тому же, многие иезуиты и францисканцы совершенно нетерпимо
относились к традиционным религиям: синтоизму и буддизму. Следующей
целью Хидэёси после объединения страны был захват Китая. В 1592 году
армия Японии вторглась в Корею и за несколько недель оккупировала Сеул,
однако уже в следующем году была разбита армией Китая. Хидэёси
упорствовал и не сдавался до последнего поражения и вывода войск из
Кореи в 1598 году. В том же году он умер.
|