Мой сайт

Аниме студия, или "кто делает аниме?"

2.07.2008 г.Говоря о том или ином шедевре аниме-индустрии, принято восхищаться гением режиссёра, забывая, что любое аниме это плод совместной деятельности большого числа людей. Подавляющее их число остаётся за кадром, да что там говорить, если даже названия студий зачастую мало что говорят среднестатистическому анимеману. А между тем многие режиссеры, единожды вспыхнув на небосводе, уходят в творческое забвение. Студии же, как коммерческие предприятия, не могут позволить себе такую роскошь. Поэтому радуют отаку более продолжительное время.

Production I. G.

Mitsuhisa IshikawaМолодая, но судя по размаху, довольно амбициозная компания. В 1987 году Митсушиси Ишикава, поднабравшийся за два года опыта в Tatsunoko Productions, совместно с художником Такуки Гото создаёт собственную аниме студию. Сложно сказать, что заставило популярного на тот момент Гото пойти на эту авантюру, но результат не заставил себя долго ждать. За двадцать лет студия выпустила полсотни полнометражек и видеофильмов, два десятка сериалов, не считая видеоигр и прочей "мелочёвки". При этом Production I.G не чурается сотрудничества с грандами жанра. Чего стоит только их совместная с GAINAX работа на культовыми "Neon Genesis Evangelion" и "FLCL". За первый отдельное спасибо от меня лично. Есть у студии, чем похвастать и самой. Это в первую очередь "Patlabor" и "Ghost in the Shell", а также такие аниме как "JIN-RON", "Blood The Last Vampire", "Vampirians: The Veggie Vampires"; и "Kaidomaru".

Успех Митсушиси Ишикава и Ко нельзя объяснит только профессионализмом художников и сценаристов. Обращает на себя внимание удачный менеджмент. Там где это было возможно Production I.G набирала опыт у более известных конкурентов. К тому же Митсушиси Ишикава сразу определил для себя нишу. Толкаться среди грандов в самой Японии было малоперспективно. Западный рынок аниме на тот момент был ещё не развит, и он находит компромиссный вариант. Опираясь на могучую японскую аниме-традицию, Production I.G несёт её западному зрителю, освежая новыми идеями и технологиями. Для этого было создано две дополнительные студии и заграничный филиал. Интересно, что такой подход оказался оправдан и для внутреннего рынка. Взаимное проникновение культур позволило создавать аниме, которое хорошо принимают и дома и за границей. Митсушиси Ишикава один из первых уловил эту тенденцию и успешно оседлал её. Любая трудная задача, требует комплексного подхода и вслед за выпуском аниме, Production I.G берётся за выпуск приставочных игр.

Studio Ghibli

Logo GhibliСреди известных студий работающих над аниме есть одна, которая отличается от остальных. С самого появления Ghibli делала, казалось бы, всё чтобы разориться. Пока конкуренты успешно "клепают сомнительные шедевры" Такахата и Миядзаки упорно работают в раз и навсегда выбранном направлении – полнометражная аниме-драма. Нелёгкий жанр к тому же малоперспективный в плане предполагаемой прибыли. Однако друзей это не отпугнуло. Ещё в бытность совместной работы над сериалом "Хейди" они понимают, что хотят делать серьёзное и качественное аниме, но телевизионные рамки не очень для этого подходят. Поэтому они покидают Toei-Doga и основывают издательскую компанию с помощью, которой выпускают "Навсикая из долины ветров" ("Nausicaa of the Valley of Wind"). Главным было не только рассказать историю, которая тронет зрителя, но и сделать это так, чтобы он почувствовал, что пытается донести до него автор. Все этапы работы над фильмом от рисовки до озвучки проходят под контролем Такахата и Миядзаки. Цель – достигнуть максимально возможного качества, не считаясь с потерями времени и финансов. Любой бизнесмен вам скажет, что это верный путь к банкротству и очень не многим удаётся пройти по нему к успеху. У Ghibli это получилось. Сборы от Навсикая из долины ветров оказавшиеся неожиданно большими, позволили друзьям основать студию. Миядзаки придумывает для неё название "Ghibli", что означает "горячий ветер, дующий в пустыне Сахара". Столь поэтическое название как нельзя лучше предавала суть всего творчества талантливых аниматоров.

Nausicaa of the Valley of WindДовольно быстро после «Невская» (тем более учитывая, какие требования, друзья предъявляли к своим работам) выходит «Небесный замок Лапута» (Laputa: The Castle in the Sky, 1986 г). А следом сразу два фильма, над которыми Такахата и Миядзаки работали параллельно: «Мой сосед Тоторо» (My Neighbor Totoro) и «Могила светлячков» (The Grave of the Fireflies). Они не приносят ожидаемой прибыли. Это тенденция проявилась ещё в «Лапуте», которая, не смотря на успех, вызвала меньший чем «Навсикая» интерес у зрителей. Пессимисты поспешили похоронить «Ghibli», - прибыли падают, а режиссёры и не думают менять стратегию работы. Однако на помощь Миядзаки приходит созданный его гением Тоторо. Несколько лет прошло, прежде чем производители мягких игрушек обратили на него внимание. Поэтому золотой дождь, обрушившийся на студию, оказался неожиданным. Продажа сопутствующих товаров принесла столько денег, что позволила «Ghibli» не только рассчитаться с долгами, но продолжить плодотворную работу. Это был переломный момент в развитии. Не даром Тоторо становится официальным логотипом компании.

Не стоит представлять Миядзаки и Такахата этакими оторванными от реальности мечтателями. Из истории с Тоторо они извлекли хороший урок и создали специальный отдел, который стал заниматься рекламой и продажей сопутствующих товаров. Но и здесь друзья остались верны себе, избежав болезни многих студий однодневок, которые иногда кажется, и аниме то снимают только для рекламы своей сувенирной продукции. Благодаря приверженности ими же созданным традициям Ghibli становится автором многих успешных аниме, а "Spirited Away" даже становится лидером по кассовым сборам за всю историю кинопроката в Японии.

Pioneer Entertainment (PEA)

Gundam WingЯвляясь дочерней компанией известного производителя аудио и видео техники, PEA занимается распространением музыки, фильмов, анимации и телевизионной продукции в цифровом формате на территории США. На момент создания было сложно представить, что главную прибыль Pioneer Entertainment станет получать именно от аниме. Аниме бум на Западе только зарождался, и было решено заняться лицензированием уже зарекомендовавших себя фильмов и сериалов. Надо сказать, что опора на двух китов (Pioneer и японская аниме-индустрия) позволил PEA в короткие сроки утвердиться на американском рынке развлекательной продукции. К примеру, небезызвестный  российскому зрителю, сериал "Pokemon" разошелся под маркой PEA двадцатимиллионным тиражом. Потом был сверхуспешный Gundam Wing.

На стыке тысячелетий компания решает прейти к выпуску собственного аниме. Её дебютная работа "Tenchi Muyo!" Сразу становится хитом. Чего, положа руку на сердце, и следовало ожидать. Поднаторевшая в маркетинге Pioneer Entertainment проводит нехилую рекламную компанию. Что впрочем, не в коей мере не принижает достоинства сериала, недостаточные, чтобы назвать его шедевром, но которых вполне хватило для успешной трансляции. Потом были неплохие "Battle Athletes" и "Hand Maid May" и др.

PEA и Ghibli демонстрируют два абсолютно разных подхода к аниме. Если для Ghibli это в первую очередь высокое искусство, которое при удачном менеджменте способно принести хороший доход, то Pioneer Entertainment ставит во главу угла высокую прибыль, которой сложно добиться без приемлемого качества продукта. Думаю, оба подхода имеют право на существование, что, кстати, подтверждают и сами компании ставшие удачными бизнес-проектами. Особенно Pioneer Entertainment которая в 1999 году вышла на второе место в мире по выпуску детской, развлекательной продукции!

Разные студии разные подходы обеспечили общий прогресс отрасли. Представьте на секунду, что вся индустрия представлена Ghibli и её "клонами". При всех её качествах вряд ли она реализовалась бы как экономически прибыльная. С другой стороны такие компании как Pioneer Entertainment двигая экономику вряд ли способны на великие свершении в области аниме-искусства.

Четверг
21 Сен 2017
21:40:20
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Мини-чат
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz