Мой сайт

Япония

Япония

Япония, загадочная страна с самобытной культурой, расположенная у самого восхода солнца. В этой стране перемешалось прошлое и будущее, футуристические небоскребы торговых центров соседствуют с тихими улочками старого Токио, после напряженного дня работы в офисе, оснащенном по последнему слову техники, служащий крупной компании переступает порог чайного домика и окунается в мир созерцательности и спокойствия чайной церемонии. В этой стране трепетно относятся к своим традициям и культурному наследию. Здесь до сих пор сохранились прекрасные старинные замки сегунов и императорский дворец, а также чайные домики, в которых гейши с замысловатыми прическами и выбеленными рисовой пудрой лицами, одетые в традиционные кимоно проведут для Вас традиционную чайную церемонию с чтением стихов древних поэтов и философскими беседами о красоте цветущей сакуры, или предложат Вам подогретый саке, а также развлекут Вас традиционным танцем «буе». Во многом Япония в сознании европейца остается недоступным и загадочным миром, с непонятной для вечно спешащего мира созерцательной философией. Погрузиться в этот загадочный мир, развенчать мифы о стране восходящего солнца и рассказать о реалиях жизни современной Японии Вам поможет наш сайт, на котором Вы найдете всю интересующую Вас информацию об этой прекрасной стране. Мы расскажем Вам об истории и культуре Японии, о ее мегаполисах и лесах, традициях и направлениях развития, а также о многом другом.

Архитектура Японии

   Основной особенностью старинной японской архитектуры являются высокие башни с многоярусными крышами. Большинство замков древних правителей Японии построено в виде высоких башен, обнесенных капитальной стеной. Вокруг таких замков со временем возникали призамковые поселения, которые постепенно вырастали в крупные города. Такие замки значительно отличались от горных укреплений «ямадзиро», которые находились в трудно доступных районах и выполняли функцию временных крепостей, в которых правитель с небольшой дружиной мог длительное время защищаться. Ямадзиро имели деревянные стены и практически не сохранились до наших дней. Крепости, которые строились на равнине, на пересечении торговых путей, нуждались в более серьезной защите, чем простой деревянный частокол. Обычно равнинные замки или «хирадзиро» возводились на естественной или искусственно возведенной возвышенности в центре долины. На возвышенности строилась главная башня комплекса – тэнсю с хозяйственными пристройками, которая окружалась каменной стеной и наполненными водой рвами. Башня могла быть одиночной или сдвоенной, соединенной крытыми переходами. Достаточно часто на возвышенности возводилось несколько башен разной высоты. Так как башни были построены из дерева их стены, для защиты от зажигательных стрел покрывали значительным слоем штукатурки. Вокруг цитадели строились еще две дополнительных линии защиты внешняя и внутренняя. Не смотря на то, что в 1615 году сегун приказал оставить только одну крепость во владениях каждого из феодалов, чтобы замки не стали оплотами мятежников, множество хирадзиро сохранились до сих пор. На нашем сайте Вы увидите фотографии наиболее интересных древних и современных зданий Японии и узнаете об особенностях их строения.

Имперское величие японской архитектуры :

Имперское величие японской архитектурыИсторию дворцового строительства можно разделить на два этапа. Назовём их условно «утилитарный» и «помпезный». На первом, социальная роль жилища вождя или правителя выражена не ярко. По внешнему виду это почти такой же дом, в которых живут все соплеменники, отличающийся только большими размерами и некоторым, в редких случаях богатым, декором. Во втором этапе важно не просто выделится из общей массы, но и произвести впечатление, в том числе на соседних государей. На самом деле между этапами нет резкой границы. Они плавно переходят друг в друга, ложась на общую хронологию развития архитектурной мысли, что можно наблюдать в представленном ниже обзоре японского дворцового строительства.

 

  Императорский дворец Дайри

Как и большинство построек в стиле синдэн дворцовый комплекс Дайри не дожил до наших дней. И виной тому не только и не столько хрупкость главного строительного материала того времени древесины. А скорее бурная история, в ходе которой резиденции императоров часто становились мишенью в междоусобных войнах. Как бы там ни было, но несколько скрупулезных реконструкций, позволяют увидеть, каким был этот дворцовый комплекс. Центральное здание комплекса - Тронный зал назывался Сисиндэн (дворец Пурпурных покоев). Перед ним находилась площадь для проведения различных торжеств. Здание было выполнено в типичном для того времени стиле. Вместо разноцветных красок тщательно обработанное дерево, кипарисовая крыша и несколько веранд. У входа в полном соответствии с восточным символизмом росло два дерева: с западной стороны померанец, а с восточной вишня. С северо-запада к Тронному залу примыкали покои Императора - Сэйрёдэн (дворец Чистой прохлады). Они были органично вписаны в сад, выполнявший рекреационную роль. Ручей и миниатюрный водопад, находившиеся там, оправдывали название дворца. Кроме того, в комплекс входили Уммэйдэн (дворец Теплого света) - хранилище регалий императорской власти, Гиёдэн (дворец Благодатного света) - хранилище ценностей, Сюнкёдэн (дворец Весенней радости) - оружейная, Хигёся (покои Летящих ароматов) - «женский» дом и ещё много различных павильонов, дворцов и зданий. А так же великое множество ворот, большинство которых по японской традиции имели собственные имена.

Загородный дворец Китаяма-дэн

«Золотой павильон»Резиденции Асикага Ёсимицу построенной в 1381 году повезло немного больше чем дворцу Дайри. От неё сохранилось здание Кинкаку, ставшее одной из туристических мекк. Сохранности поспособствовало то, что как резиденция комплекс просуществовал меньше трёх десятков лет и был перестроен в храм. В целости и сохранности павильон простоял до 1950 г., когда был уничтожен поджигателем. Восстановили «Золотой павильон» через пять лет в 1955 г. Как это часто бывает на стыке эпох, здание воплотило в себе лучшее из обоих стилей синдэн и идущего ему на смену сёин. Своё название Кинкаку получил благодаря оригинальному декору из золотых листов, украшающему здание внутри и снаружи. Первые два этажа окружает открытая галерея, а на третьем находятся непривычные для времени строительства арочные окна. Каждый этаж выполнят свою функцию. Первый служит для жилья, второй для творческих занятий, а самый верхний для медитации. Трехъярусное здание оставляет впечатление удивительной лёгкость. Оно буквально парит над водой и вместе с тем оно гармонично вписано в окружающий прибрежный ландшафт. История с сожжением и «воскрешением» павильона обретает особый смысл, если обратиться к символизму Кинкаку. Расположенная на крыше птица феникс как бы рождается и «золотого» огня здания. Неудивительно, что Кинкаку пережил остальные строения комплекса и до сих пор радует жителей Японии и туристов своей красотой.

Дворец Ниномару

Дворец НиномаруДворец Нономару, как и Китаяма-дэн возводили для сёгунов. Делалось это в тот период, когда верховная власть в стране принадлежала военной аристократии. Собственно резиденции монархов того времени на фоне дворцов реальных правителей выглядят несколько блекло. Примером этого служит дворцовый комплекс Нидзё, к  которому принадлежит Нинамору - дворец могучей династии сёгунов Токугава. Построенный рядом с императорским дворцом он был призван подчёркивать превосходство над былыми правителями. Поэтому он больше по размерам и гораздо лучше украшен. «Помпезная» роль этого строения становится очевидна, если пройтись по нему до спальни сёгуна, которая что характерно располагается в самой дальней части здания и значительно уступает по роскоши официальным залам. Последние украшены золотом и работами старинных мастеров. Живопись, чеканка, резьба нет такого искусства, которое не было бы представлено здесь. Но очевидно, что жить сёгун предпочитал в более скромных апартаментах. Это относится и к служебным помещениям, цель которых не произведение впечатления на гостей. Особых слов заслуживает пол, начинающийся от центрального входа. Он знаменит, наверное, больше чем сам дворец и весть дворцовый комплекс вместе взятый. Дело в том, что при ходьбе его деревянные доски вместо скрипа издают приятные птичьи трели. Происходит это благодаря искусно скрытым приспособлениям. За это он получил прозвище «соловьиный» пол.

Дворец Кацура

Этот дворцовый ансамбль возводился двумя поколениями семьи Хатидзё. В нём знатные аристократы постарались выразить свои взгляды на культурную традицию. Большое влияние на них оказал знаменитый в то время архитектор Кобори Энсю. Возможно благодаря этому, а так же идеальной планировке, комплекс, не смотря на строительство длинной в 65 лет и последующие достройки, полностью органичен. В ходе одной из достроек, предшествующей визиту Императора, серьёзные изменения были внесены во внутренний интерьер. В частности были добавлены комнаты с разным уровнем пола. Они являлись неотъемлемой частью дома любого аристократа. Высота пола зависела от ранга того, кто в ней проживал.

Дорожка в саду. Дворец КацураДворец состоит из трёх построек старого сеина (косеин), среднего сеина (тюсеин) и нового дворца (синготен), крыши, которых образуют зигзаг. Первый этаж каждого здания, стоящего на опорах, окружает веранда. Любопытно убранство тюсеина. Его раздвижные стены изнутри украшают росписи, полностью повторяющие природу за ними - очередной шаг к слиянию с окружающим миром. Одна из важнейших частей комплекса - сад, занимающий площадь в две трети гектара. Это так называемый «чайный сад». Чтобы познать истинную красоту такого сада необходимо неспешно пройти по дорожке, вокруг которой собственно и строится основная композиция. Славится дворец Кацура и своими чайными домиками: Гэппаро, Сёкатэй, Сёкинтэй, Тёикэн и Сёикэн. Каждый из них достоин отдельного рассказа, но остановлюсь на двух: Сёкинтэй и Гэппаро. Первый трёмя сторонами обращён к пруду и в самую жаркую погоду сохраняет приятную прохладу. Кроме этого его отделка может поспорить изяществом с императорскими покоями. Гэппаро же с приходом осени претерпевает волшебное превращение. Виной которому растущие рядом клёны, меняющие с приходом осени свою окраску. Домик расположен таким образом, чтобы из него в ночное время можно было наблюдать лунное отражение.

Часть дворцового комплекса КацураЕсли сравнить японские дворцовые комплексы со средневековыми европейскими зданиями становится очевидным абсолютно разный взгляд на архитектуру. В европейском дворце главным являлось только одно здание, остальные постройки значительно уступали ему по размерам и изяществу. С другой стороны японская традиция зиждется на органичном сочетании всех элементов, а это подразумевает не только то, что все здания выполнены в одном стиле, но и как минимум не сильно уступают в красоте друг другу. Поэтому императорский дворец зачастую почти не выделялся. Отношение к самому пространству в европейской традиции изначально враждебное. Отсюда отсутствие полностью открытых помещений и необходимость в разного рода балконах и беседках. Японский дворец напротив является частью окружающего. Его веранда, зачастую идущая по периметру всего здания, продолжение, как комнаты, так и сада находящегося снаружи. Впрочем, вовсе не снаружи. Ведь сад такая же часть дворца как тронный зал.

В заключении замечу, что человеку с европейским менталитетом довольно трудно оценить всю прелесть дворцовой архитектуры Японии, особенно раннего периода, когда внешние проявления были не столь очевидны. Однако всё это высокие материи. Чтобы насладиться красотой императорских дворцов, вовсе не надо быть эстетом. Достаточно иметь глаза.



Развитие японской архитектуры :

Современная японская архитектураСамобытность японской культуры, хоть и развивавшейся под сильным влиянием Китая, утверждалась в её изолированности от мировых цивилизационных процессов. Тем ярче проявлялись инородные мотивы «прокравшиеся» в монолит японской традиции. Монолит тоже, увы, подверженный эрозии хоть и в меньшей мере, чем его материковые собратья. Выше сказанное в полной мере относится и к японской архитектуре, которая, пережив становление и укрепление, казалось, подошла к эпохе глобализации во всеоружии. Однако время перемен это то чем приходится платить за прогресс. Бурное развитие, наблюдавшееся на Островах со второй половины прошлого столетия, потребовало эволюции не только социального строя и экономических отношений, но и больших изменений в ментальном и культурном планах, которые отразились и на архитектурной мысли. Но обо всём по порядку. 

Олимпийский спортивный комплекс в Токио, автор Тангэ КэндзоПервые жилища древних обитателей японских островов недалеко ушли от сомнительного пещерного образа распространённого в Евразии. Чаще всего это были выкопанные в земле ямы укрытые от дождя и солнца ветками. Конечно не полноценный дом, но уж точно не «пещера». Об архитектуре как таковой, по крайней мере в бытовом смысле этого слова, можно говорить начиная с III тысячелетия до нашей эры. Тогда появляются небольшие постройки с поднятым над землёй полом и двускатной крышей. Развитие религии потребовало строительства культовых сооружений, которые должны были отличаться от светских построек в лучшую сторону. В результате уже в IV веке н.э. на территории Японии возводятся циклопические сооружения. О влиянии религии подробнее будет рассказано в следующей статье - «Религия как движитель традиционной архитектуры Японии». Здесь же ограничусь замечанием, что долгое время развитие архитектуры находилось во власти культового сознания народа.

Храм Люжунсы. ЯпонияСреда обитания, в том числе рукотворная, на мой взгляд, не только и не столько влияет на формирование личности, сколько служит своеобразным зеркалом, в котором отражена внутренняя наполненность индивида. Взглянем на дом, построенный в традиционном японском стиле. Он не выделяется в окружающем пространстве, не довлеет над ним. В идеале жилище сливается с природой, становясь её продолжением, но не в коем случае не придатком! Мироощущение японца, хоть и  построено на целостности внешнего и внутреннего, признаёт самодостаточность и ценность каждого элемента. Взаимосвязь же этих элементов происходит посредством «мостов». Примером такого «моста» между приусадебным участком и традиционным японским домом  служит веранда. Её делали из грубо обработанного дерева, которое служило своеобразным звеном, связывающим твёрдую каменистую поверхность сада и пол жилища устланный мягкими соломенными циновками.

Как уже отмечалось выше, большое влияние на японскую архитектуру оказало китайское зодчество. Но при всей схожести обращает на себя внимание тяготение самураев к горизонтальному развитью пространства. Если китайские храмы устремлены вверх, то японские не смотря на внешнюю похожесть, как бы стелятся по земле. Основой всех строительных конструкций выступают комбинации квадратов и прямоугольников. Здесь вы не увидите обилия изгибов и окружностей, характерного для других культур. Все здания это сочетание опорно-балочных структур с осевой симметрией. Жесткость постройкам придаётся не с помощью диагоналей, а  благодаря использованию твёрдой древесины.

Традиционный японский домПриродный ландшафт японских островов изобилует лесами. Поэтому неудивительно, что на протяжении веков основным строительным материалом оставалась древесина. Но кроме доступности существовали другие прагматичные соображения. Возведение дома из камня трудоёмкий и сложный процесс. Он может быть оправдан на сибирских просторах. Когда дом-батюшка служит нескольким поколениям, защищая от жестоких морозов и охочих до чужого добра лихих людей. В Японии же с её плавящей жарой и сезоном дождей каменное здание могло служить разве что пыточной. Да и, не смотря на свою кажущуюся капитальность, простояло бы оно не долго. Постоянные микроземлетрясения  для каменных зданий, в отличие от деревянных, плачевны. Из-за этого вплоть до первой половины прошлого века строительство в Японии оставалось в рамках малоэтажной традиции. Однако прогресс идёт вперёд, иногда не обращая внимания даже на здравый смысл. Форсированная каменная и кирпичная застройка Токио, в результате разрушительного землетрясения 1923 года, была погребена под руинами, породив ценой огромного числа жизней концепцию безопасного жилья. Которая реализовалась с приходом в строительствожелезобетонных конструкций.

Токийский вокзал – 1920 год, Тацуно КингоПоявление железобетона вкупе с экономическим подъёмом вызвал кэнтику буму - взрывной рост мегаполисов. Один за другим поднимаются небоскрёбы. Новый материал потребовал новых форм, многие из которых нашлись за границей. Например, идея больших многоквартирных домов - данти пришла из СССР.  Считается, что в наступившем периоде японцам при всех заимствованиях удалось сохранить национальный колорит. Сомнительная хоть и распространенная точка зрения. Количество этих самых заимствований было столь велико, что приходится говорить скорее о формировании абсолютно нового стиля - японского модернизма. В котором традиционные архитектурные элементы отступают на второй план. На первый же выходит целесообразность и футуристические мотивы, в изобилии перекачивавшие из аниме и манги во все сферы жизни, в том числе архитектуру. Тысячелетиями главным строительным материалом было дерево. Нашлось для него место и в новых реалиях. Пусть и чисто символическое. Принцип гибкой стойкости перекочевал в конструкцию японских небоскрёбов, а древовидная структура легла в основу архитектурно-строительного комплекса: небольшие бюро -> большие проектные организации -> мощные строительные корпорации со своими проектными подразделениями.

Современная японская архитектураНо нужны были не только новые формы, но и те, кто эти формы возьмется воплощать. Японские архитекторы вышедшие в свет в конце XIX века уже мыслили по западным образцам. Во многом благодаря правительству кинувшемуся догонять более развитые страны. Это выразилось в постройке Банка Японии и Токийского вокзала архитектора Тацуно Кинго, а так же Императорскго дворца Акасака архитектора Катаяма Токума. Но Олимпийские игры 1964 года прошедшие в Токио наглядно показали всему миру, что японская архитектурная мысль способна не только заимствовать, но может и удивлять. Спортивные сооружения, спроектированные Тангэ Кэндзо, сочетали в ультрасовременность с колоритными национальными элементами, что наиболее ярко выразилось в олимпийском стадионе. Это позволило Кэндзо стать самым знаменитым архитектором Японии. В 1977 году по его проекту возводят потрясающее здание Ханаэ Мори с фасадом из синего зеркального стекла. Бурные восьмидесятые дают путёвку в жизнь целой плеяде талантливых зодчих. От гениального самоучки Андо Тадао (Рокко Хаузинг Ван, Ла Коллеционе) до Исодзаки Арата (Сюкося, токийский Глоб театр) и Маки Фумихико (спиральное здание на Аояма-дори). Вместе с тем в застройке городов активное участие принимали и зарубежные мастера: Рафаэль Виноли (токийский международный форума в Юракутё - город из стекла), Норман Фостер (Башня Века - Century Tower), Питер Эйзенман (театр Коидзуми), Ренцо Пиано (Кансайский аэропорт)... Список можно продолжать бесконечно. Многие из него в первый раз проявили себя как архитекторы экстра-класса именно на Островах. Япония превратилась в гигантскую строительную площадку, на которой архитекторы могли воплощать свои, иногда эксцентричные задумки. Например, Филипп Старк не придумал ничего лучше, чем построить здание в форме перца, а  Найджел Коутс украсил своё творение ожерельем из ржавчины.

Строительный бум завершился, и вместе с этим пришло понимание, что искусство ради искусства как секс без любви - безусловно, приятно, но рано или поздно хочется чего-то большего. Звание мирового архитектурного Вавилона, конечно, привлекает туристов. Но ещё больше гости Японии, да  и её жители тоже,  желают видеть не расплодившийся по планете безликий модернизм, а загадочную восточную душу, запечатлённую на фасадах и карнизах. Думаю потомкам самураев это вполне по плечу.

Ise ShrineВ истории цивилизации религия сыграла огромную роль. Синхронизирующая сила, связывающая народы и поколения повлияла на все сферы общественной жизни. Культовое сознание формировало особые стили, которые в зависимости от религии зачастую были противоположны друг другу. Сравните, например мозаичное великолепие Тадж-Махала с готичным величием Нотердам-де-Пари. При этом структура религия - архитектура всегда оставалась системой с обратной связью. Архитектура, оказавшись во власти культового сознания, своими формами и масштабами была призвана это сознание утверждать и поддерживать. Однако по мере торжества материализма эта роль уходит на второй план. На первый же выходит прагматизм и «чистое» (свободное от предрассудков и излишнего консерватизма) искусство. Плохо это или хорошо разговор особый. Здесь же будет рассказано об основных вехах развития культовой архитектуры Японии.

Первым, ярко выраженным этапом в японской культовой архитектуре, становится так называемый период «кофун», получивший своё название от японского слова «курган». В это время IIIVI век н.э. было принято возводить усыпальницы в форме курганов. Некоторые из них были способны поспорить размерами с одноимёнными природными образованиями. Например, место упокоения императора Нинтоку было почти 500 метров протяженностью, что значительно больше всех когда-либо созданных сооружений подобного рода.

Курган окружал ров и символическое ограждение из глиняных цилиндров – «ханива» (яп. «глиняный круг»). Для изготовления «ханива» брали сырую глину, и раскатывал её в цилиндры, которые разрезали на диски. Из  дисков вынимали середину и складывали полученные кольца в своеобразную глиняную трубу, стыки которой замазывались такой же глиной. Считалось, что внутри изгороди состоящей из таких столбиков находилось сакральное пространство. В центре него, как правило, ставили глиняную же статую.

Кофун императора НинтокуУсыпальницы строили многие народы, но немногим как японцам с приходом «больших» религий удалось сохранить элементы языческой культуры. Синтоизм и сейчас играет свою роль, а самый грандиозный памятник Древней Японии это синтоистское святилище Исэ дзингу (префектура Миэ). Комплекс Исэ-дзингу, который на Островах часто называют просто Дзингу, состоит из двух святилищ: Внутреннего - Найку, посвященного богине Аматэрасу Омиками и Внешнего - Гэку, посвященного божеству злаков Тоёукэ, которые разнесены на 6 километров и соединяются тропой паломников. Оба святилища состоят из множества зданий построенных из обработанного неокрашенного дерева. Здания стоят на возвышающихся над землёй столбах. Принято считать, что это дань более древней традиции строительства амбаров. Удивителен способ, которым японцам удалось сохранить святыню до наших дней в неизменном состоянии. Каждые двадцать лет все строения разбираются и заменяются своими точными копиями. Сложно вообразить каких на протяжении веков это стоило затрат. С результатом этого труда и теперь может ознакомиться любой турист или паломник. Не всё измеряется деньгами, но думается неиссякаемый поток последних и особенно первых окупает все затраты с лихвой.

ТорииСтиль синтоистской архитектуры называется – тайся. Для него характерно отсутствие окраски и каких-либо украшательств. Считалось, что красота храмов должна выражаться в форме построек и в тщательной обработке дерева. Надо сказать в этом японцы преуспели, о чем свидетельствуют дошедшие до нашего времени элементы тайся. Синтоизм предполагал строительство огромного числа храмов. Каждое божество необходимо было почитать в построенном именно для него святилище. Зачастую приходится наблюдать, как рядом стоят несколько абсолютно идентичных построек. Например, в Осаке для трёх морских «ками» (божества) возвели три одинаковых святилища, в каждом из которых почитается один из них.

Говоря о тайся нельзя не упомянуть о важнейшем элементе синтоистской архитектуры  ритуальных вратах – Тории. Дословный перевод этой аббревиатуры звучит весьма прозаично – «птичий насест». Согласно легенде, когда богиня солнца Аматэрасу скрылась в пещере и Земля погрузилась во мрак. Встревоженные люди по совету старца возвели огромный насест, на который посадили всех своих петухов. Птицы подняли такой шум, что заинтересованная богиня выглянула из своего добровольного заточения. Луч света указал на местонахождение Аматэрасу. Предполагается, что каждый японец, желающий чтобы удача не отвернулась от него, должен построить тории. В результате некоторые святилища имеют тысячи ритуальных ворот, каждые из которых являют собой проход в «божественный» мир, где человек может обращаться к ками.

Для синтоистской архитектуры характерна не только элегантная скромность неокрашенного дерева и ритуальные врата, но и широкая двускатная крыша, капитальные деревянные опоры и гармония с окружающей природой. Последняя деталь на долгое время останется важнейшим элементом японского строительства. Постепенно она эволюционирует в идею интеграции с окружающим пространством, которая вместе с изменением этого самого пространства начнёт принимать несколько гротескные формы. Однако воздержусь от личностных высказываний.

Серьёзные изменения в японскую культовую архитектуру пришли вместе с буддизмом. Причём влияние новой религии оказалось настолько серьёзным, что корректировке подвергся даже традиционный стиль тайся. Кумирни стали украшаться яркими красками, а так же металлическими и резными деревянными элементами. Для удобства монахов и паломников появляются всевозможные подсобные пристройки.

Хорюдзи – Храм процветания ЗаконаПервый буддийский храм на территории Японии был построен в 552 году. Простоял он не долго. Противники «пришлой» религии сожгли его. Около века понадобилось буддизму, чтобы закрепиться на островах. Если верить «Нихоге» к середине VII века насчитывалось почти полсотни храмов. Один из них сохранился до сегодняшнего времени. Это известный монастырь Хорюдзи или как его ещё называют Храм процветания Закона. Храмовый комплекс, состоящий из более чем полусотни зданий, раскинулся на площади 90 000 квадратных километров. Период становления буддизма в Японии совпадает с большим притоком миссионеров, среди которых попадаются и зодчие. Поэтому неудивительно, что Хорюдзи, как и все первые буддийские храмы во многом копирует китайских собратьев. Так центр комплекс смещён на, обладающий особой мистической силой, север. А большинство построек сориентировано по оси север-юг. От Внутренних ворот (Тюмон) Западного храма (Сай-ин) идут две крытые галереи (кайко), которые смыкаются у зала для проповедей (кодо). Галереи образуют прямоугольное пространство, в котором находится Золотой зал (Кондо), включающий в себя многоярусную пагоду и алтарь. Рядом с Западным храмом располагается Восточный (То-ин), в центре которого находится оригинальное восьмиугольное здание. В нём по преданию принц Тайси проводил время в медитациях над сутрами. За это оно было названо Залом мечтаний (Юмэдоно).

Японский сад камнейМногие традиции строительства, проявившиеся в этих первых буддийских храмах, перейдут потом не только на культовые постройки, но станут чертой светской и в том числе военной архитектуры. Это, например, относится к ориентированию строений по оси север-юг. Семь же основных построек благополучно перекочуют в позднюю традицию. Это колокольня, пагода, хранилище сур, а так же главный, спальный, обеденный и проповедный залы. Территорию комплекса окружали земляные стены. В них располагались двухъярусные ворота, чтимые наравне с основными  святынями: Великие южные ворота (Нандаймон) и Внутренние ворота (Тюмон).

Логичным выражением духовной сферы в архитектуре стал сад. Японские мастера ландшафтной архитектуры в отличие от западных пошли не по пути приручения природы. Они создали уникальную наполненную символизмом систему, в которой каждый последующий элемент связан с предыдущим. Искусство «карэ сансуй» (яп. «сухой пейзаж») заключается в правильной расстановке камней, а не выращивании груш и яблонь. Впрочем, это тема для отдельной статьи. Отмечу только, что традиционный японский сад камней служит одним из переходных звеньев между окружающей природой и жильём японца.

 


Воскресенье
19 Ноя 2017
01:09:07
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Мини-чат
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz