Мой сайт

История боевых искусств Японии. Самураи и Буси-до

Конфуций Как уже отмечалось в предыдущей статье «Самураи до бусидо» отношение к самурайству в X веке было, мягко говоря, неоднозначным. Прекрасно понимая и в чём-то принимая недовольство крестьян, аристократии и тем более служителей культа не стоит забывать о том, что самураи ещё не раз встанут на защиту родины. Но это в будущем пока же, благодаря относительной изолированности Японских островов, буси («воин») варятся в собственном соку. Являясь по существу наёмниками, они часто, по воли хозяина, скрещивают меч друг с другом. Однако по мере того как численность воинов увеличивается, растёт и их обособление от привычных сословий.  Благодаря чему формируется, как бы сейчас сказали, корпоративный дух. Проявлением, которого становится свод законов – «Бусидо», призванный, в том числе, урегулировать отношения внутри нарождающегося сословия.

Не стоит думать, что автор поспешно ставит телегу впереди лошади. Конечно, бусидо не просто книжка правил и как самурайство не сводится  «кодексу чести» так и бусидо гораздо более широкое понятие чем «уложение по строевой подготовке». Но, не смотря на философскую и религиозную наполненость, появление бусидо было обусловлено необходимостью и носило практическую направленность. Это уже гораздо позже в период Эдо, после повсеместного распространения, оно станет синхронизирующим элементом для всех сфер государственной жизни.

Формировалось бусидо в течение нескольких веков и никогда, кроме может быть последних лет своей истории, не было «истиной запечатлённой в камне». Большое влияние на это формирование оказал дзэн-буддизм. В первую очередь благодаря тому, что учение в отличие от многих других, наконец-то  обратило свой взор на реальный мир в целом и на человека в частности. Его физические и медитативные практики ставили своей целью достижение сверхсостояний (сатори). Благодаря которым воин становился непобедимым.

Не последнюю роль в становлении бусидо сыграло конфуцианство. Сие философское учение, почитаемое как религии и не являющееся таковой, заслуживает отдельного многостраничного труда, но если кратко:

Конфуцианство – рациональная, практическая философия, считающая основой общества достойные отношения между людьми. Включает в себя четыре принципа: жэнь – гуманность, и – верность, ли – соблюдение моральных принципов, син – мудрость.

Самураев конфуцианство привлекло ещё и потому что принцип «верности» должен был сцементировать нарождающиеся феодальные связи. Собственно для этого было использовано не классическое конфуцианство, а развитые Чжу Си идеи неоконфуцианства, которые в Японии ещё называли – сюсигаку.  В результате верность господину и государству была поставлена выше личных интересов и долга перед семьёй. Это привело к событиям, которые в последствии будут так шокировать носителей европейского менталитета.

Например, уходивший на войну самурай не считал для себя возможным оставлять семью на попечение государства. И если не было возможности содержать жену и детей, высшим проявлением верности и чести считалось убить их! Признаться честно сам автор такого, к счастью, не наблюдал. Да и вряд ли подобное носило массовый характер, но эта одна из черт, за которые самурайство в последствии будет нещадно бито критиками. На мой взгляд, не совсем честно по нескольким радикальным проявлениям фанатизма судить о явлении в целом. Всё-таки самурайство было, и во многом остаётся, истинным воинским духом, который делает честь его носителю.

Тренировочный спарринг самураевОдним из проявлений этого духа стала Монгольская война. Первый её этап начался в ноябре 1274 года  высадкой на острове Цусима 25-ти тысячной монгольской армии. Не смотря на героическое сопротивление небольшой островной гарнизон, не мог долго сдерживать, превосходящего по численности, противника. Захватив следом Ики, нападающие жестоким образом расправились с населением обеих островов, после чего высадились около Имадзу. Хоть японцы и знали о надвигающейся войне конкретное место и время нападения, из-за отсутствия морской разведки, было для них тайной. Более того, Япония не имела флота, в результате чего всё побережье становилось для монголом надёжным тылом. Стоит отметить что монголы, кроме того, были гораздо опытнее в провидении полномасштабных боевых действий и даже имели секретное оружие в виде железных шаров наполненных взрывчатым веществом.  Всё это давало право нападающим надеяться на лёгкую победу.

Но у японцев было своё мнение на сей счёт. Когда привычная тактика смелого броска на врага, рассыпалась о строгий строй монгольской фаланги, а избыточная храбрость пала жертвой «страшных железных шаров», японцы были вынуждены перейти к обороне. Что позволило им в полной мере воспользоваться преимуществом родной территории и превосходством своего холодного оружия.

Монголы не были готовы к затяжной войне и разумно предположив, что с приходом подкреплений противника, им вряд ли удастся рассчитывать на победу, покинули острова. Хубилай-хан вполне мог бы счесть эту вылазку удачной, если по пути домой большая часть войска не была бы уничтожена внезапно поднявшимся штормом.

Монгольский всадник. Картина 13 векаНо события 1274 года были только прелюдией перед настоящим монгольским вторжением. Летом 1281 года двухсот тысячная армия на 4500 судах подошла к берегам Японии. Если бы не выстроенная к тому времени военная система сёгунов, безвольная императорская власть вряд ли смогла бы оказать сопротивление даже первой, относительно немногочисленной, армии, а уж надвигающаяся орда попросту смела бы её. Прошедшие семь лет самураи не сидели в ожидании неизбежного поражения. Была разработана стратегия и тактика главной целью, которой стало превратить «слабость» самураев в их силу. Говоря о «слабости» я, как это ни странно, имею в виду храбрость, вернее то, как её понимали тогдашние японцы. Из-за неё армия вместо организованного войска представляла толпу отчаянных храбрецов, каждый из которых высшим проявлением доблести считал схватиться один на один с противником, а если повезёт, с несколькими. Отсюда вытекала стратегическая необходимость, по возможности, превратить бой в череду небольших схваток, в которых преимущество было бы за самураями.

Организовав довольно успешную оборону, японцы перешли в наступление на суда противника. Ох, и странное это было наступление для монголов. Начнём с того, что они вообще не ожидали отпора на море, а уж такого тем более. На маленьких судёнышках отчаянные самураи сближались с неприятелем и, используя мачту для абордажа, высаживались на палубу. Кусано Дзиро, не смотря на ливень стрел и тяжёлое ранение, уничтожил команду и, придав вражеский корабль огню под его прикрытием, вернулся на берег. Другой герой Коно Митиари при свете дня на двух лодках подошел к флоту неприятеля. Монголы подумали, что он хочет сдаться, настолько несоизмеримы были силы. Но, подойдя вплотную к одному из кораблей, японцы свалили мачты, и пошли на абордаж. Капитан был убит, корабль потоплен, к тому же удалось взять в плен военачальника высокого ранга.

Японские воины во время монгольского нашествия. Рисунок 13 векаСамураи сражались отчаянно, но противнику всё-таки удалось собрать весь флот воедино для последней, сокрушительной попытки штурма. Видя на сколько враг превосходит их по численности японцы поняли, что только чудо спасёт их от поражения. И, как говорят хроники, вся нация взмолила о божественной помощи. Как ни странно молитва была услышана и сильнейший тайфун обрушился на неприятеля практически полностью уничтожив его флот.

Любопытно, что победа вместе со славой принесла крах правлению Ходзё тогдашнего регента. Отличившиеся в войне самурая выдвинули абсолютно законные требования о вознаграждении. Взять которые в отсутствии трофеев было неоткуда. Своей доли возжелали и религиозные служители, полагающие что божественная помощь пришла благодаря их молитвам. Всё это вкупе с непомерными расходами на войну подорвало власть Ходзё.

Монгольское вторжение показало как вооружённые, кроме оружия, кодексом чести – Бусидо самураи смогли на равных сражаться с превосходящим по силе противником. Подобных страниц в истории Японии было множество. О некоторых из них будет рассказано в следующей статье, посвящённой закату самурайства.

Воскресенье
19 Ноя 2017
01:21:08
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Мини-чат
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz