Японские боги и буддыБоги синтоизма Богиня
Аматэрасу. Аматэрасу о-миками - "Великая богиня, освещающая землю",
богиня Солнца. Считается священным предком японских императоров
(прапрабабушкой первого императора Дзимму) и верховным божеством
синтоизма. Вероятно, первоначально почиталась как существо мужского пола
"Аматэру митама" - "Дух, сияющий в небе". Мифы о ней являются основой
японской мифологии, отраженной в древнейших летописных сводах (VII век) -
"Кодзики" и "Нихон сёки". Ее главное святилище "Исэ дзингу" основано в
самом начале истории страны в провинции Исэ. Верховной жрицей культа
Аматэрасу всегда становится одна из дочерей императора. Бог
Сусаноо-но-Микото. Бог ураганов, Подземного Царства, вод, сельского
хозяйства и болезней. Eго имя переводится как "Порывистый молодец".
Младший брат богини Аматэрасу. За ссору с сестрой и прочими членами
семьи он был сослан на Землю из Небесного Царства (которое называется
Такамагахара) и совершил здесь множество подвигов, в частности, убил
восьмиглавого дракона Ямато-но-Ороти, и их его хвоста достал три символа
императорской власти - меч Кусанаги, зеркало и яшму. Потом, чтобы
примириться с сестрой, он отдал ей эти регалии. Впоследствии стал
править Подземным Царством. Его главное святилище находится в провинции
Идзумо. Бог Цукиёси. Бог Луны, младший брат богини Аматэрасу.
После того, как он убил за непочтительность богиню еды и посевов
Укэ-моти, Аматэрасу не хотела его больше видеть. Поэтому Солнце и Луна
никогда не встречаются на небе. Идзанами и Идзанаги. Первые люди
и, одновременно, первые ками. Брат и сестра, муж и жена. Породили все
живое и существующее. Аматэрасу, Сусаноо-но-Микото и Цукиёси - дети,
порожденные из головы бога Идзанаги после ухода богини Идзанами в
Подземное Царство и их ссоры. Сейчас Идзанами почитается как богиня
смерти. Царь Эмма. Санскритское имя - Яма. Бог загробного мира,
решающий судьбу всех существ после их смерти. Путь в его царство лежит
либо "через горы", либо "вверх, в небеса". В его подчинении находятся
армии духов, одна из задач которых - приходить за людьми после смерти. Бог
Райдзин. Бог грома и молнии. Обычно изображается окруженным барабанами
(тайко) и бьющим в них. Таким образом он создает гром. Иногда он также
изображается в облике ребенка или змеи. Кроме грома, Райдзин также
отвечает за дождь. Бог Фудзин. Бог ветра. Обычно изображается с большим мешком, в котором он носит ураганы. Бог
Суйдзин. Бог воды. Обычно изображается в облике змеи, угря, каппы или
водяного духа. Поскольку вода считается женским символом, женщины всегда
играли главную роль в почитании Суйдзина. Бог Тэндзин. Бог
учения. Изначально почитался как бог неба, но в настоящее время
почитается как дух ученого по имени Сугавара Митидзанэ (845-943). По
вине придворных интриганов он впал в немилость и был удален от дворца. В
изгнании он продолжал писать стихи, в которых уверял в своей
невиновности. После смерти его разгневанный дух сочли ответственным за
целый ряд несчастий и катастроф. Чтобы успокоить разбушевавшегося ками,
Сугавара был посмертно прощен, повышен в придворном звании и
обожествлен. Тэдзин особо почитается в святилище Дадзайфу Тэммангу в
префектуре Фукуока, а также в своих храмах по всей Японии. Бог
Тосигами. Бог года. В некоторых местах почитается также как бог урожая и
вообще сельского хозяйства. Тосигами может принимать вид старика и
старухи. Молитвы Тосигами возносятся в канун Нового Года. Бог
Хатиман. Бог военного дела. Под этим именем почитается обожественный
император Одзин. Хатиман особо почитается в святилище Уса Натимангу в
префектуре Оита, а также в своих храмах по всей Японии. Богиня
Инари. Богиня изобилия, риса и вообще злаковых культур. Часто почитается
в облике лисицы. Инари особо почитается в святилище Фусими Инари Тайся,
а также в своих храмах по всей Японии. Иногда Инари также почитается в
мужском варианте, в облике старика. Семь богов Удачи
(Ситифуку-дзин). Семь божественных существ, приносящих удачу. Их имена:
Эбису (покровитель рыболовов и торговцев, бог удачи и трудолюбия,
изображается с удочкой), Дайкоку (покровитель крестьян, бог богатства,
изображается с молотом, исполняющим желания, и мешком риса), Дзюродзин
(бог долголетия, изображается в виде старика с посохом-сяку, к которому
прикреплен свиток мудрости, и журавлем, черепахой или оленем, иногда
изображается пьющим саке), Фукурокудзин (бог долголетия и мудрых
поступков, изображается в виде старика с огромной остроконечной
головой), Хотэй (бог сострадания и добродушия, изображается в виде
старика с большим животом), Бисямон (бог богатства и процветания,
изображается в виде могучего воина с копьем и в полном самурайском
доспехе), Бэнтэн (или Бэндзайтэн, богиня удачи (особенно на море),
мудрости, искусств, любви и тяги к знаниям, изображается в виде девушки с
бива - национальным японским инструментом). Иногда к ним причисляют и
Кисидзётэн - сестру Бисямона, изображаемую с бриллиантом в левой руке.
Почитаются как все вместе, так и по отдельности. Перемещаются они на
чудесном Корабле Сокровищ, доверху наполненном всякими богатствами. Их
культ очень важен в повседневной жизни японцев. Четыре Небесных
Царя (Си-Тэнно). Четыре божества, охраняющие стороны света от вторжения
демонов. Они живут во дворцах, расположенных в горах на краях Земли. На
востоке - Дзигоку, на западе - Дзотё, на юге - Комоку и на севере -
Бисямон (один из семи богов Удачи). Повелитель Драконов Риндзин.
Самый сильный и богатый из всех драконов, живет в огромном хрустальном
дворце на дне океана, наполненном всяческими богатствами. Он - самое
богатое существо в мире. Риндзин почитается как бог морей и океанов под
именем Уми но Ками. Есть легенды о том, что Риндзин часто посещал
мир людей в человеческом облике, оставив после себя множество детей -
прекрасных юношей и девушек с зелеными глазами, длинными черными
волосами и способностями к магии. Святые буддизма Будда
Шакьямуни. Или просто Будда. Именно в этом перерождении Будда познал
Истину и создал свое учение. Учение Будды (буддизм) - важнейшая часть
японской культуры. Будда Мироку. Санскритское имя - Матрейя. Будда будущего. Когда он спустится на Землю, наступит Конец Света. Будда
Амида. Санскритское имя - Амитабха. Главный объект поклонения одной из
ветвей северного буддизма - амидаизма. Будда Западного Края. Согласно
легенде, в одном из своих перерождений он, постигнув учение Будды и
изучив множество земель и стран, дал 48 обетов, один из которых был
построить для всех, обратившихся к нему за помощью, Страну Чистой Земли
("Дзёдо") на Западе - лучший в мирах край для жизни людей, своего рода
буддийский Рай. Через множество новых перевоплощений он исполнил этот
обет. Его любимое животное - белый Лунный Кролик ("Цуки но усаги"). Бодхисаттва
Каннон. Другое произношение имени - Кандзэон, санскритское имя -
Авалокитешвара ("Внимающий звукам мира"). Бодхисаттва сострадания,
давший клятву спасать везде и всюду живые существа, и за это получивший
возможность проявляться в "тридцати трех обликах". Ближайший сподвижник
Амиды. В Китае и Японии почитается в женском облике. В Индии и Тибете - в
мужском облике (Далай-лама считается его воплощением). В японском
христианстве в XVI веке отождествлялась с девой Марией. Управляет миром
животных. Часто изображается с множеством рук - символом возможности
спасать неисчислимые множества существ. Бодхисаттва Дзидзо.
Считается покровителем детей и мучающихся в аду, а также
путешественников. Маленькие статуи Дзидзо часто ставят у дороги, и на
шею им иногда повязывают кусок материи в знак жертвоприношения. Пять
будд сострадания (Го-Ти). Именно эти пять божественных существ больше
всего помогают людям в достижении Нирваны. Их имена: Якуси, Тахо,
Дайнити, Асукуки и Сяка. Двенадцать богов-хранителей
(Дзюни-Дзинсё). Двенадцать богов-охранников великого Якуси-Нёрая -
Лекаря Душ в буддийской мифологии. Их число соответствует числу месяцев,
а потому родившиеся в соответствующий месяц часто считают себя под
покровительством соответствующего божества. Патриарх Дарума. В
России Дарума известен как Бодхидхарма, создатель школы Дзэн и
основатель китайского монастыря Шаолинь - будущего центра боевых
искусств. Его самоотверженность в достижении избранной цели вошла в
поговорку. Согласно легенде, когда его веки от долгого неподвижного
сидения в позе медитации стали слипаться, он их вырвал, негодуя на свою
слабость. В Японии есть такой обычай: когда начинаешь делать
сложное дело (или просишь у богов чуда), покупаешь статуэтку Дарумы и
закрашиваешь ей один глаз, а когда заканчиваешь дело (или получаешь
просимое) - второй глаз.
|