Старейшее известное аниме, найденное в 2005 году, было создано около века назад - приблизительно в 1907
году. Короткий мультфильм состоял из пятидесяти нарисованных на ленте
целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует китайские
иероглифы, означающие "движущиеся картинки" (кит. 映画), затем
поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется. Художник, автор
этой анимации, неизвестен.
Произведения первой четверти XX века,
в основном, создавались энтузиастами, которые вдохновлялись творениями
своих иностранных коллег. Фильмы представляли из себя короткие - от
одной до пяти минут - анимационные ленты без звукового сопровождения.
Иногда сюжеты и герои таких аниме были заимствованы из западной
культуры, но чаще это были экранизации старых японских сказок. К концу указанного периода длительность отдельных мультфильмов могла достигать 15-ти минут.
По
различным причинам большая часть произведений этих лет к настоящему
времени оказалась утрачена. Известно, однако, что некоторые из них
демонстрировались на публике, и даже собирали деньги в кинотеатрах. В
эпоху немого кино творили такие аниматоры, какОтэн Симокава, Дзюнъити Коти, Сэётаро Китаяма, Санаэ Ямамото (чей мультфильм "Гора, где бросали стариков", возможно, является старейшим известным именованным аниме), Ясудзи Мурата и мастер анимации теней, Нобору Офудзи.
Большинство из них работало в домашних условиях, хотя их и поддерживали
владельцы кинотеатров, покупая у них права на показы их творений.
Второе
поколение японских аниматоров появилось в предвоенный период. К этому
времени японский фольклор в аниме уступил место новым сюжетам, часто
юмористическим, в западном стиле. Анимация завоевала внимание широкой
общественности и интерес государства. В эти годы были приняты первые
законы, ограничивающие аудиторию произведений - некоторые аниме были
признаны пригодными к демонстрации только лицам старше 15 лет. С другой
стороны, фильмы, содержавшие элементы обучения, всячески поддерживались и
одобрялись министерством образования Японии. Сотни тысяч иен были
потрачены на спонсирование таких произведений.
На аниме
также отражалась общая политическая и социальная обстановка в Японии.
Одной из первых ласточек наступающего милитаризма стал вышедший в 1934 -м году 11-минутный мультфильм Митуё Сэо "Рядовой второго класса Норакуро", экранизация короткого газетного комикса о невезучем псе, попавшем рядовым в армию зверей.После вторжения Японии в Китай в 1937
-м году были приняты первые законы о цензуре, которые существенно
упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большое
количество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных. В 1943
-м году японское правительство решило финансировать создание первого
японского полнометражного мультфильма, и подрядило всё того же Митуё Сэо
собрать для этой цели команду аниматоров. Нарисованный ими 74-минутный
фильм "Святые морские воины Момотаро" был юношеской
лентой о команде сильных бесстрашных зверей (вероятно, символизировавших
японских солдат), освобождавших Индонезию и Малайзию от дьявольских
рогатых пришельцев, означавших союзные войска. В апреле 1945 -го, когда он вышел, однако, такие радужные предсказания относительно исхода войны уже не представлялись возможными.