История
возникновения искусства ночных воинов, как и их деятельность полна
неизвестности. Многие организации эксплуатируют ореол таинственности, но
только в Древней Японии её смогли сделать главным оружием. Но
скрытность, которая ставит перед историками столько неразрешённых
вопросов, была не самоцелью, а жестокой необходимостью, вызванной самим
происхождением ниндзютсу.
Если внимательно рассмотреть духовную составляющую ниндзютсу, становится очевидным её материковое происхождение. В этом нет ничего необычного, многие боевые системы берут начало в Тибете и Древнем Китае. Влияние китайского даосизма проявляется в концепции единства и борьбы противоположностей Ин – Йо (Инь - Янь в первоисточнике), взятой на вооружение основателями мистико-эзотерического учения ниндзя. Не последнюю роль в становлении этого учения сыграл очень популярный тогда Дзэн-будизм, обогатив его принятием внутренней пустоты, как необходимого условия для медитативных практик.
Присутствует в ниндзютсу и дух тантрического буддизма , распространённого в горных монастырях Тибета. Берущий начало в индийской «Вишудхимагге», тибетский тантрический буддизм основывается на триединстве тела, речи и мысли Будды - «Санмитсу». Тело Будды постигалось путём работы с внутренней энергией – Ци, с которой так или иначе связано большинство боевых систем. Следование «Санмитсу» позволяло достигать сверхъестественных возможностей тела и сознания.
Прародительницей ниндзютсу как законспирированной военной организации можно считать движение «Люгаймэнь»
(«Врата учения нищих монахов»). Уникальное в своём роде движение
возникло во времена гонений на Дзэн-буддизм. После разрушения
легендарного Шаолиньского монастыря, в условиях постоянного
преследования монахи выработали великолепную систему выживания,
основанную на секретности, самозащите и самообеспечении. Не
последнее место в ней отводилась психологической подготовке к действию в
агрессивной среде, которое уравновешивалось учением о гармоничном
устройстве Вселенной.
Буддизм и даосизм попали на территории Японии в середине I
тысячелетия. Более мягкие и эзотерические, чем традиционный синтоизм,
учения быстро завоевали широкое признание масс. Это не могло не
обеспокоить власти, которые прекрасно знали, к чему подобный процесс
привёл в Китае. Начались гонения на религию, проповедников убивали, а
храмы разрушали. Не будем давать моральных оценок произошедшему, тем
более что в большинстве своём проповедниками были монахи-люгай, которые
понимали, что последует за их деятельностью. Для нас важно другое, что
их знания, в условиях террора власти, оказались как нельзя кстати, для
укрывшихся в горах буддийских общин. Однако не стоит думать, что
единственной движущей силой событий того времени было столкновение религий. Не последним было и недовольство народа. Поэтому в ряды общины вливались разорившиеся и обездоленные крестьяне, а иногда и разбойники.
Гонения
только увеличили популярность опальных религиозных течений и
дискредитировали правителей в глазах простых людей. Росту популярности
способствовало и то, что общины не смотря на секретность, не становились
закрытыми и принимали не только мятежников, но и разные идеи. В их
духовной практике причудливо переплелись аскетизм, синтоиский шаманизм и даже культ горных божеств. Из этого «плавильного котла» родилось новое учение – «Сюгэндо» («Путь овладения сверхъестественными силами»).
Основателем сюгэндо считают Эн-но-одзуну (634-703 гг.). Пятнадцатилетним юношей он покидает богатых и знатных родителей и становится монахом. Прочтение эзотерических буддийских писаний убеждают его в необходимости познания истины, через уединение и аскетизм. В течение тридцати лет отшельник изучает тибетский тантрический буддизм, китайский даосизм, отечественные культы и пытается их объединить, в результате чего получается сюгэндо.
Учитывая
историю возникновения, новое учение не могло не найти отклик в народе,
проявившийся в большом количестве последователей. Мы уже знаем, как в
таких случаях поступали правители Древней Японии, не сделали они исключения и на этот раз. Вся полнота власти в то
время принадлежала официальной церкви с подачи, которой в 718 году,
общинам отшельников, была объявлена война на уничтожение, а сюгэндо
объявлено опасной «буддийской ересью».
Не удивительно, что в сложившихся обстоятельствах остро встал вопрос
самозащиты. В 764 году после поражения в мятеже Фудзивара, к общинам
сюгэндо присоединилось большое количество профессиональных воинов.
Они послужили основой для образования особого сословия – Сохэй, которое
должно было защищать проповедников, охранять храмы и вести
разведывательную деятельность.
Большое влияние на военную мысль того времени оказала работа Сунь-цзы
о ведении войны. В Японию трактат попал только в 6 в. и сразу стал
очень популярен в образованных кругах общества. Многие идеи, изложенные в
нём, актуальны и по сей день, а глава о шпионаже до сих пор
эксплуатируется всеми спецслужбами мира. Нам с вами уважаемый читатель
она то же не безынтересна, так как вместе с трактатом и его позднейшими
дополнениями послужила учебным материалом для военачальников ниндзя.
Использование шпионов (отрывки)
- Знание наперед нельзя получить от богов и демонов, нельзя получить и путем заключения по сходству, нельзя получить и путем всяких вычислений. Знание положения противника можно получить только от людей.
- Поэтому пользование шпионами бывает пяти видов: бывают шпионы местные, бывают шпионы внутренние, бывают шпионы обратные, бывают шпионы смерти, бывают шпионы жизни.
- Все пять разрядов шпионов работают, и нельзя знать их путей. Это называется непостижимой тайной. Они — сокровище для государя.
- Местных шпионов вербуют из местных жителей страны противника и пользуются ими; внутренних шпионов вербуют из его чиновников и пользуются ими; обратных шпионов вербуют из шпионов противника и пользуются ими. Когда я пускаю в ход что-либо обманное, я даю знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику. Такие шпионы будут шпионами смерти. Шпионы жизни — это те, кто возвращается с донесением.
- Поэтому для армии нет ничего более близкого, чем шпионы; нет больших наград, чем для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские. Не обладая совершенным знанием, не сможешь пользоваться шпионами; не обладая гуманностью и справедливостью, не сможешь применять шпионов; не обладая тонкостью и проницательностью, не сможешь получить от шпионов действительный результат. Тонкость! Тонкость! Нет ничего, в чем нельзя было бы пользоваться шпионами.
- Если шпионское донесение еще не послано, а об этом уже стало известно, то и сам шпион и те, кому он сообщил, предаются смерти.
- Вообще, когда хочешь ударить на армию противника, напасть на его крепость, убить его людей, обязательно сначала узнай, как зовут военачальника у него на службе, его помощников, начальника охраны, воинов его стражи. Поручи своим шпионам обязательно узнать все это.
- Если ты узнал, что у тебя появился шпион противника и следит за тобой, обязательно воздействуй на него выгодой; введи его к себе и помести его у себя. Ибо ты сможешь приобрести обратного шпиона и пользоваться им. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь приобрести и местных шпионов и внутренних шпионов и пользоваться ими. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь, придумав какой-нибудь обман, поручить своему шпиону смерти ввести противника в заблуждение. Через него ты будешь знать все. И поэтому сможешь заставить своего шпиона жизни действовать согласно твоим предположениям.
- Всеми пятью категориями шпионов обязательно ведает сам государь.
Но узнают о противнике обязательно через обратного шпиона. Поэтому с
обратным шпионом надлежит обращаться особенно внимательно.
Время
появления термина «Ниндзютсу» относится к 7 в. тогда начинается
использование разведчиков в военных целях. Во время войны с сильным
феодалом принц-регент Тайси Сётоку успешно использует шпиона Отомоно Сайдзи.
За успешное выполнение миссии тому жалуют звание «Синоби». В другом
прочтении этот иероглиф звучит как «Нин» («невидимый», «терпеливый»). И
вместе и иероглифом «Дзютсу» они составили слово, которое вскоре
заставило трепетать не одно сердце врага.