Ограниченному уму при
поверхностном взгляде кажется, что религии религии отличаются одна от
другой - у каждой есть свои собственные боги, священные книги,
молитвы, ритуалы, святые места и храмы, а также многочисленные
правила, по которым должны жить верующие. То, что в одной религии
признаётся добродетелью, в другой может считаться грехом.
Например, убийство коровы для индуиста более тяжкий грех, чем
убийство простого человека, в то время как в некоторых других религиях
на праздники принято резать коров. В синагогу и мечеть запрещается
входить с непокрытой головой, а в православном храме мужчинам нельзя
находиться в головном уборе.
Иудеям не разрешается упоминать имя Господа всуе, а индуисты
считают: чем чаще произносить имена богов, тем лучше. Для мусульманина
выпить вина - это грех, а христиане причащаются вином в храмах.
Отдельные различия между некоторыми религиями могут показаться прямо
противоположными, и таких примеров можно привести сотни.
Что же общего у всех религий? Чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо посмотреть, как "устроена" каждая из них. Любая религия
имеет а) культ и б) особое мировоззрение. Культ, или культовая
практика, подразумевает конкретные действия верующего (например,
молитва или посещение храма). Мировоззрение, или мировосприятие,
включает в себя представления об окружающем мире и человеке. Самое
важное в религиозном мировоззрении - это представления о
сверхъестественном, нематериальном мире.
Действительно, если из каждой религии убрать то, что отличает её от
других, останется суть, "сердцевина", практически одинаковая у всех
религий. Эта суть говорит о том, что Вселенная устроена троена
сложнее, чем кажется на первый взгляд: кроме окружающего мира,
привычного для всех, существует другой, незримый мир, который влияет
на происходящее вокруг.
И человек должен учитывать это, соотнося своё поведение с
определёнными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от
людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями,
аватарами, учителями, и служили причиной возникновения всех мировых
религий.
Важно подчеркнуть, что основатели любой религии говорили только о
том, что было для них реальностью, результатом их собственного опыта.
Они обладали не верой в то, о чём говорили, а прямым знанием этого.
Прямое знание является результатом непосредственного восприятия. Точно
так же зрячий человек знает о существовании солнца потому, что сам
видит его, в то время как слепой может только верить в его
существование со слов зрячего.
Поэтому-то в каждой религии обязателен элемент веры и как следствие
- сопровождающие его различные ритуалы поклонения. Ведь обычные люди,
привлечённые чудесами и проповедями святых, сами никогда не
переживали ничего подобного озарениям святых. Поэтому для них
единственным способом прикоснуться к Великой Истине были вера и
поклонение. Строились храмы, создавались молитвы и ритуалы, - всё это
укрепляло веру и помогало поклонению.
Однако всегда находились люди, которые были способны на большее.
Благодаря особым приёмам работы над собой такие люди настолько
усовершенствовали себя, что сами научились переживать то, о чём
говорили их учителя. Методы самосовершенствования передавались от
учителя к ученикам, их количество со временем росло, образуя бразуя
целые школы.
Итак, каждая религия с момента возникновения развивалась
параллельно по двум направлениям. Первое - хорошо известное и массовое
- внешнее, основанное на вере и соблюдении религиозных предписаний.
Это направление со временем оформилось в религиозные организации со
своей атрибутикой, обрядами и храмами, где верующие могли отправлять
культ.
Второе направление - малочисленное и закрытое для непосвящённых -
внутреннее, основанное на тайных знаниях и интенсивных практиках. Это
эзотерика (от греч. "eso'terikos" - "внутренний", "скрытый"),
позволившая своим последователям (эзотерикам) практически изменять
себя в соответствии с идеалами, провозглашёнными создателями каждой
религии. При этом эзотерики благодаря непосредственному переживанию
познавали глубочайшие истины, которые лежат в основе всех религий.
Для эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать
обряды и ритуалы, которые основаны на определённых религиозных нормах и
правилах. Поэтому эзотериков также называют мистиками (от греч.
"mystikos" - "таинственный").
Мистика - это расширение границ своего восприятия за пределы
материального мира. Мистику удаётся напрямую прикоснуться к
сокровенным тайнам Вселенной и человека, основываясь не на вере, а на
собственном опыте. Поэтому между настоящими эзотериками никогда не
было разногласий и уж тем более противоборства, хотя они могли
принадлежать к различным традициям и школам. Ведь мистический опыт
зависит от глубинного, фундаментального устройства человека и
Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени.
Древнейшие из известных ныне эзотерических школ возникли примерно
7-10 тыс. лет назад. Некоторые школы исчезли, другие до сих пор являют
собой живую традицию. Такие школы были или есть в джайнизме
(дигамбары), в индуизме (многие школы индуистской тантры и йоги), в
бон (юнгдрунг бон), в буддизме (ваджраяна, дзогчен), в даосизме
("внутренняя" алхимия, некоторые школы цигун), в иудаизме (хасидизм,
каббала), в христианстве (в православии - исихазм; в католичестве -
последователи Игнатия Лойолы и малабарские христиане), в исламе
(многие суфийские ордена), в вуду, в коренных традициях американских
индейцев (одна из таких линий описана Карлосом Кастанедой), среди
аборигенов Австралии, в традициях дохристианской Руси. Многих
выдающихся мистиков (Эмпедокл, Пифагор, Парацельс, Якоб Бёме, Г. И.
Гурджиев, Р. Штайнер, Ошо Раджниш и многие другие) по ряду причин
трудно отнести к какой-либо одной традиции; зачастую они сами
создавали новые традиции.
Мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их
неверно понять или неправильно использовать, можно навредить и себе, и
окружающим. А вот большинство представителей традиционной
религиозности весьма негативно относятся к эзотерике, совершенно не
понимая её и поэтому считая вредной ересью. Они правы: ведь их заботят
не поиски совершенства, а "защита веры".
Такие "религиозные деятели" превращают свои религии в социальные
организации, агрессивно борющиеся за власть над умами и базирующиеся
на мёртвых догмах. Будучи живыми словами в устах своих основателей,
первоначальные идеи почти всегда быстро умервщлялись их
последователями, начисто лишёнными харизмы и потому озабоченными
распространением "истинной тинной веры" и созданием соответствующих
социальных институтов. Поэтому ни один яркий мастер не умещался в рамках
существовавших в его время традиций (т. к. они были уже мертвы), а
создавал новую, в свою очередь благополучно умертвлённую его
"последователями".
Эзотерику часто путают с оккультизмом или даже с чёрной магией,
однако ничего общего с вызыванием духов или колдовством она не имеет.
Нередко эзотерикой называют пророчества о будущем Земли, таинственные
легенды о далёком прошлом, рассказы о невидимых странах и т. п.
Подобные истории часто содержат миф о непрерывной тайной войне
"белого" и "чёрного" начал. Такие теории обычно приводят человека к
поискам тёмных сил вокруг себя (при этом самого себя, естественно,
относят к представителям "светлых" сил).
Подобные учения иногда называют мезотерикой (от греч. "mesos" -
"средний"), т. е. срединным учением между обычными знаниями -
экзотерикой (от греч. "exo'terikos" - "внешний") и эзотерикой. Ведь
если человек видит только малую часть истины, то, естественно, он
додумывает эту часть до целого в силу своих представлений о нём. Так
возникла мезотерика. Домашнее задание: назвать школы и наиболее видных
представителей мезотерики (пользоваться признаками, которые изложены в
первых трёх предложениях данного абзаца).
Таким образом, каждую религию условно делят на два слоя - внешний
(обрядово-ритуальный) и внутренний (эзотерический). Эти два слоя
каждой религии (в идеальной "здоровой" религии) дополняют друг друга,
так как позволяют разным людям развиваться в зависимости от их
природных данных. Например, известны единичные случаи, когда простые
верующие во время молитвы испытывали глубокие лубокие мистические
переживания. Однако одной из задач эзотерических практик является
научить человека осознанно и целенаправленно достигать подобных
состояний.
Иногда внешнюю (обрядово-ритуальную) часть религии сравнивают с
телом, а её внутреннюю (эзотерическую) часть - с душой. Сама же
эзотерика подобна огромному айсбергу, большая часть которого находится
под водой и скрыта от взора непосвящённых.