J-POP
- это сокращение английских слов
"Japanese Pop", которое
используется для обозначения японской коммерческой музыки. Иногда также встречается
термин "J-Rock", который обозначает японскую рок-музыку.
Многие отаку - фэны не только аниме и манги, но и японской коммерческой музыки,
и не
только потому, что она часто звучит в аниме. И, конечно, у J-POP
существует свой, отдельный фэндом, не зависящий от отаку. Чем же
японская коммерческая
музыка так сильно отличается, скажем, от своих американских, европейских и российских
аналогов?
Немного
истории
После поражения Японии во Второй мировой и подписания капитуляции страна была
в глубочайшем кризисе, как финансовом, так и культурном.
Из финансового кризиса,
впрочем, японцы выбрались быстро. А вот с культурой все было несколько сложнее.
В этот период и до середины 1980-х наиболее
распространенными видами коммерческой
музыки были американская музыка и народные песни, так называемые "энка".
Популярность периодически
появляющихся музыкальных японских групп была обычно
локальна, и добиться значительного успеха можно было двумя способами - либо исполняя
народную
музыку, либо записывая песни для аниме, кино и телевидения. Этот последний
путь и оказался наиболее плодотворным для коммерциализации
музыки.
Перелом начал наступать где-то в конце 1980-х. Новые исполнители, используя
прогрессивные западные музыкальные технологии и знание
особенностей национального
японского менталитета, начали на равных конкурировать с американскими исполнителями,
постепенно вытесняя их с массового
рынка. Фактически, к началу 1990-х японские
группы завоевали популярность не только в самой Японии, но и начали продвижение
на всю Юго-Восточную Азию,
покоряя своим мастерством все новые и новые страны.
Особенно в этом прославилась группа "Chage&Aska".
Особенности японской музыки
Как и
Россия (и в отличие от Европы и Америки), Япония принадлежит к культурам,
ставящим песенную составляющую коммерческой музыки выше танцевальной. Иными
словами,
для японцев более характерно подпевать, чем танцевать под музыку. Поэтому песни
должны быть на японском (на понятном языке), быть мелодичны и
иметь хоть какой-нибудь
смысл. ^_^
Наиболее распространенный японский способ получения удовольствия от песни -
это исполнение караоке,
обычно в не особенно трезвом виде. Далее идет посещение
концертов, ТВ-программы и так далее. Вообще, визуальная составляющая шоу и клипов
важна не
менее, а порой и более, чем собственно музыкальное исполнение.
Важно заметить, что японская поп-музыка профессиональна и организована. Просто
так
абы кого на сцену ни один продюсер в здравом уме не выпустит. Процент людей,
попавших на сцену по родственным связям, близок к нулю. В Японии существует
развитая
система концертов непрофессиональных исполнителей, победители в которых могут
рассчитывать на получение профессиональных контрактов. Также
развита система фэн-клубов
и производство разнообразной продукции, связанной с любимыми исполнителями - вплоть
до видеоигр с их
участием.
Ключевым понятием современной японской музыки является слово "идол"
(idol). "Идол" - это внешне
привлекательный певец/певица,
обладающий приятным мелодичным голосом и поющий эстетически красивые песни, которые
удобно исполнять караоке. Именно так
выглядит типичный популярный исполнитель
в Японии.
Для Японии вообще не характерно использование музыки социального протеста как
средства
получения денег. Поэтому коммерческая японская музыка обычно лишена в
явном виде этого самого протеста, концентрируясь на техническом мастерстве
исполнения
и мелодичности. При этом среди молодежи, конечно, популярна и тяжелая музыка (скажем,
"X-Japan"), рок-музыка ("Glay"),
и танцевальная
музыка, и рэп, и другие радикальные форматы, в которых, впрочем,
все равно делается акцент не на протест, а на доставление зрителю
определенного
эстетического удовольствия.
J-POP
- это сокращение английских слов "Japanese Pop",
которое
используется для обозначения японской коммерческой музыки. Иногда также встречается
термин "J-Rock", который обозначает
японскую рок-музыку.
Многие отаку - фэны не только аниме и манги, но и японской коммерческой музыки,
и не только потому, что она часто звучит в аниме.
И, конечно, у J-POP
существует свой, отдельный фэндом, не зависящий от отаку. Чем же японская коммерческая
музыка так сильно
отличается, скажем, от своих американских, европейских и российских
аналогов?
Немного истории
После поражения Японии во Второй мировой и
подписания капитуляции страна была
в глубочайшем кризисе, как финансовом, так и культурном. Из финансового кризиса,
впрочем, японцы выбрались быстро. А
вот с культурой все было несколько сложнее.
В этот период и до середины 1980-х наиболее распространенными видами коммерческой
музыки были американская
музыка и народные песни, так называемые "энка".
Популярность периодически появляющихся музыкальных японских групп была обычно
локальна, и
добиться значительного успеха можно было двумя способами - либо исполняя
народную музыку, либо записывая песни для аниме, кино и телевидения. Этот
последний
путь и оказался наиболее плодотворным для коммерциализации музыки.
Перелом начал наступать где-то в конце 1980-х. Новые исполнители,
используя
прогрессивные западные музыкальные технологии и знание особенностей национального
японского менталитета, начали на равных конкурировать с
американскими исполнителями,
постепенно вытесняя их с массового рынка. Фактически, к началу 1990-х японские
группы завоевали популярность не только в
самой Японии, но и начали продвижение
на всю Юго-Восточную Азию, покоряя своим мастерством все новые и новые страны.
Особенно в этом прославилась
группа "Chage&Aska".
Особенности японской музыки
Как и Россия (и в отличие от Европы и Америки), Япония принадлежит к
культурам,
ставящим песенную составляющую коммерческой музыки выше танцевальной. Иными словами,
для японцев более характерно подпевать, чем танцевать
под музыку. Поэтому песни
должны быть на японском (на понятном языке), быть мелодичны и иметь хоть какой-нибудь
смысл. ^_^
Наиболее
распространенный японский способ получения удовольствия от песни -
это исполнение караоке, обычно в не особенно трезвом виде. Далее идет
посещение
концертов, ТВ-программы и так далее. Вообще, визуальная составляющая шоу и клипов
важна не менее, а порой и более, чем собственно музыкальное
исполнение.
Важно заметить, что японская поп-музыка профессиональна и организована. Просто
так абы кого на сцену ни один продюсер в здравом уме не
выпустит. Процент людей,
попавших на сцену по родственным связям, близок к нулю. В Японии существует развитая
система концертов непрофессиональных
исполнителей, победители в которых могут
рассчитывать на получение профессиональных контрактов. Также развита система фэн-клубов
и производство
разнообразной продукции, связанной с любимыми исполнителями - вплоть
до видеоигр с их участием.
Ключевым понятием современной японской музыки
является слово "идол"
(idol). "Идол" - это внешне привлекательный певец/певица,
обладающий приятным мелодичным голосом и
поющий эстетически красивые песни, которые
удобно исполнять караоке. Именно так выглядит типичный популярный исполнитель
в Японии.
Для Японии
вообще не характерно использование музыки социального протеста как
средства получения денег. Поэтому коммерческая японская музыка обычно лишена в
явном
виде этого самого протеста, концентрируясь на техническом мастерстве исполнения
и мелодичности. При этом среди молодежи, конечно, популярна и тяжелая
музыка (скажем,
"X-Japan"), рок-музыка ("Glay"),
и танцевальная музыка, и рэп, и другие радикальные форматы, в которых, впрочем,
все равно делается
акцент не на протест, а на доставление зрителю определенного
эстетического удовольствия.
|